По пещерным городам

Мангуп

Бакла

Качи-Кальон

Шулдан

Кыз-Кермен

Кыз-Куле

Челтер

Успенский собор

Инкерманский монастырь

Тепе-Кермен

Сюйреньская крепость

Эски-Кермен

Чуфут-Кале

 

Пещерные города Крыма. Чуфут-Кале

Прекрасно сохранившимся и наиболее известным «пещерным городом» считается Чуфут-Кале. Он расположен на плато горного отрога, который господствует над тремя, довольно таки глубокими, долинами. Природа сама преподнесла неприступную строительную площадку, на которой человек возвёл город, а также усилил естественную защиту крепостными сооружениями. По данным археологических раскопках, некоторые предполагают, что данный город был построен в X-XI вв., после того как погиб город-сосед Кыз-Кермен. Но некоторые всё же считают, что он был сотворён в VI в. Поэтому нет точного времени возведения этого города.

Чуфут-КалеВ начале существования город заселяли аланы. Аланы – наиболее могущественное из позднесарматских племён иранского происхождения. Проникать они стали в Крым со II века, чуть позже их стало значительно больше. После обоснования в Крыму они приняли христианство. Они стали заниматься животноводством, земледелием, ремеслом, а также торговлей. По словам археолога Веймарна, который в 50-60 гг. производил некоторые раскопки отдельных участков, здесь была не только крепость, а прежде всего большой торгово-ремесленный центр. В письменных источниках он упоминается в XIII в. как Кырк-Ор. После захвата города, татары разместили здесь свой гарнизон и назвали его – Кырк-Ор, что расшифровывается как «сорок укреплений». Также есть и иная версия: «Кырк» - имя одного из тюркских родов, а «Ор» - укрепление. Но это название просуществовало только лишь до середины XVII в.

Где-то в XIV-XV вв., за восточной линией укреплений, татары поселили караимов-ремесленников, соорудившие вторую оборонительную стену для защиты слободы. Благодаря этому возникла новая часть города. Со временем Кырк-Ор превратился в крупный торгово-ремесленный центр.

Оценив крепость, крымский хан Хаджи-Гирей изменил старую часть города, превратив её в свою укреплённую резиденцию. Поздней она покрывала ханов от междоусобиц, также была убежищем во время их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После того как Крымское ханство разгромило Золотую Орду, она стало намного сильнее и мощнее. Т.к. крепостное значение Кырк-Ора угасло, крымский хан Менгли-Гирей переехал в новую столицу – Бахчисарай. Но при этом старый город остался цитаделью Бахчисарая, а также местом заточения знатных пленников.

Здесь, в конце XV века, был заточен литовский посол Лез, далее, в середине XVII века, польский гетман Потоцкий. Также здесь томились и русские послы, и видные политические деятели. Василий Грязной, Василий Айтемиров, русский посол, и князь Ромодановский были посланы в Крым для заключения мирного договора. Но всё же, русскому воеводе, Шереметеву были более тяжёлые испытания. Он был в татарской неволе 21 год.

Где-то в середине XVII века татары покинули Кырк-Ор, при этом оставили в живых лишь караимов. Это потомки древнейших тюрко-язычных хазар. Часть Крыма входила в состав государства караимов. Состав государства назывался Хазарский каганат. В этом каганате в VIII веке была принята иудейская религия. Татары думали, что караимы – евреи, в связи с чем их город называли Чуфут-Кале, что в переводе с тюркского является «Иудейская крепость». Вскоре татары покинули Чуфут-Кале, караимы прожили больше двухсот лет. После принятия иудейской религии, караимы стали последователями древнееврейской ветхозаветной Библии, но отрицали талмуд. Вскоре слово «караим» стало этнонимом слова народности.

После того как завоевали Крым и включили его в состав России, караимы стали называть себя приверженцами. Караимы получили некоторые привилегии от царского правительства. У них теперь была возможность жить на всей территории империи. Со временем Чуфут-Кале пустел. Также жители постепенно переезжали в Бахчисарай, Евпаторию, это связано с суровыми условиями жизни. Ближе к середине XIX века город перестал существовать.

На Чуфут-Кале остались памятники, которые отражали этапы развития данного города. Древнейшим является оборонительная стена, которая была построена в X-XI вв. Структура оборонительной стены характерная для раннесредневековой фортификации. Стена имела три слоя. Лицевая и тыльная стороны были выложены из правильных блоков, а внутри – ломаный камень, который крепился известковым раствором. По данным раскопках известно, что толщина стены составляет 5 метров, а высота – 8 метров.

Чтобы защитить стену от тарана, перед ней в толще скалы пробивали ров глубиной в 2 метра. Ворота – очень ответственное место любой крепости, т.к. при осаде они являются объектом штурма. Поэтому защиту ворот продумывалась очень тщательно. Например, ворота древней стены, Орта-Капу, сохранили своё арочное перекрытие. Они были двухстворчатой конструкции, запирали тяжёлым засовом, заводившийся в специальный паз, который прекрасно сохранился до наших времён.

При археологических раскопках 1958г. были найдены остатки водопровода. Нитка, которая была сделана из керамических гончарных труб, проходила через проём ворот. Из источников, за пределами города, поступала вода в крепость. Городу постоянно не хватало питьевой воды. Для хозяйственных дел жители собирали и хранили атмосферную влагу в пифосах и цистернах.

Древняя оборонительная стена, которая была толщиной в пять метров, являлась основным защитным рубежом города до конца XIV века. Когда возникла караимская часть города с восточной крепостной стеной, эта стена утратила своё значение. Караимы построили стену в XIV-XV вв. для обороны новой части города. Возможно, в XVI веке её перестроили. Древняя стена стала границей старого и нового города. В старой части города можно увидеть руины мечети, которые возводились в начале XIV в.

Напротив мечети видно отлично сохранившийся мавзолей под шатровой черепичной крышей. На нём искусно вырезана надпись на арабском, которая напоминает причудливый орнамент. Внутри мавзолея – гробница дочери хана Тохтамыша Даныке-ханым, которая умерла в 1437г.

Также из наземных сооружений сохранились два караимских молитвенных дома – кенасы. Они ограждены забором, состоящий из камня. Напротив входа во дворик, кенаса украшена аркадой из тёмных камней. Другая – намного скромнее, да и появилась позже, в конце XVIII в. Возможно караимы, которые переехали из Мангупа, строили её.

Кенасы слегка возвышаются над ущельем, на вершине которого находится Иосафатова долина, там и расположено караимское кладбище. Когда-то на этом кладбище росли дубы, которых рубить считается огромным грехом. Татары называли данное кладбище «Балта-Тиймез», что расшифровывается как «топор не коснётся». Кладбище огромное, здесь остались однорогие и двурогие надгробия из известняка, а также памятники из мрамора.

Неподалёку от кенасс была типография, которая открылась в 1731 году. Данная типография была первой в Крыму. В ней печатались книги на различных языках, таких как древнееврейском, караимском и т.д.

В новой части Чуфут-Кале интересным является сохранившаяся усадьба, которая даёт чёткое представление о структуре жилых домов города. Чаще всего, дома были двухэтажные, с балконами и окнами, которые выходят во двор. Нижний этаж предназначен для содержания животного и хранения хозяйственных инструментов. Крыши были односкатные и двускатные. Покрывались черепицей. Для получения тепла использовали очаги и жаровни, а также некоторые использовали печи. Местом хранения пищи были подвалы. Во дворе также строили небольшие сарайчики. Огораживались все сооружения высоким каменным забором, имеющие небольшие калитки. Для поселений горного Крыма использовались такие же застройки.

Сохранившаяся усадьба XVII века была имуществом караимского учёного А.С. Фирковича. Он знаток древних рукописей и надгробных надписей. Он много путешествовал в поисках рукописей и сведений о его народе. Побывал во многих городах, таких как Крым, Кавказ, Египет, Палестина, Турция. У него есть своя коллекция рукописей. Храниться данная коллекция в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В 1999-2001 годах, у южного склона Чуфут-Кале, благодаря археологам и спелеологам был обнаружен загадочный колодец. Когда он был прорыт и для чего он нужен, пока нет информации. Возможно здесь и собиралась вода, которая со временем ушла. Колодец выдолблен в известняке и погружается в землю на 45 метров. Также есть рисунки на стенках данного колодца. Примерно в 26 метрах от вертикальной шахты отходит наклонная галерея со ступеньками, которая выводит на поверхность. Она прорыта с таким расчётом, чтобы на восходе солнца это подземелье освещали первые лучи. Последние признаки пребывания человека в колодце относятся к началу XV века, а затем колодец был спрятан – завален камнями и землёй.

Если вы будете в этом городе, обратите внимание на воздух. Он действительно целебный. В Чуфут-Кале никогда не было эпидемий, даже во время чумы жители городов-соседей спасались здесь.

 

 

Новости Пещерных городов Крыма

Путешествия и туризм

Статьи обо всем

 

Хостинг - Вектор Инфо


QLE 120x240

 

 

 

 

 

 

Копирование материала сайта запрещено без соглашения автора | © 2008 | Ссылки

 

Картаfyn rbh e2 aa5 hk29 prazdnik vliyanie prazd vliya rayo9 ray50 Карта