По пещерным городам

Мангуп

Бакла

Качи-Кальон

Шулдан

Кыз-Кермен

Кыз-Куле

Челтер

Успенский собор

Инкерманский монастырь

Тепе-Кермен

Сюйреньская крепость

Эски-Кермен

Чуфут-Кале

 

Пещерные города Крыма. Инкерманский монастырь

Видеть монастырь в Инкермане, который расположен под Севастополем, приходилось немногим местным жителям Крыма, да и сами севастопольцы не много знают о святой обители, которая расположена рядом с железнодорожными путями. Информация с фотографиями Инкерманского монастыря теперь можно найти даже в поездах Крыма.

Инкерманский монастырьМонастырская скала стала приютом первых крымских христиан. Пещерные келии облепили ее по всей высоте. Не зря Инкерман в списке самых старых христианских монастырей на территории постсоветского пространства. Именно в его каменоломни в 98 году до новой эры власти Рима отправили в ссылку Святого Священомученика Климента, величайшего проповедника христианства. Папа римский Климент был рукоположен одним из учеников Иисуса Христа, апостолом Петром. Благодаря святому Клименту на полуострове стало непрерывно увеличиваться число христиан. До его появления их насчитывалось не более двух тысяч. Сказания говорят, что каждый день св. Климент крестил более четырех - пяти сотен язычников. Потому уже в начале II века количество местных христианских общин - церквей выросло до 75. Только в скалах Инкермана расположились девять монастырских комплексов.

Интересно как в наше современное время выглядит древнейшая святая обитель, основана еще в VIII веке. С далекого VI века на нас еще смотрят ворота и останки стены. Старый дворик монастыря, на котором раскинули свои ветви старые абрикосовые деревья - начало восхождения к башне византийской крепости Кламита на верхушку скалы монастыря. Вкус тех самых ничейных абрикос необыкновенен, его можно ощутить любому путнику. Сладкие дары этого дерева частенько срывают нищие, бедные люди не только для пропитания, но и для продажи путешествующим туристам. Таким образом, с Божьей помощью, они могут заработать на хлеб насущный. Кроме этого суета современной жизни неестественно бурлит рядом со святыней, ведь до сих пор функционируют давние каменоломни. Через узкую тоннель в известковой скале, длинною с пятиэтажный дом, грузовики попадают в ущелье. Поблизости бурлит работа на товарной станции "Инкерман-1". Вот такое необычное сосуществование+

Начало девяностых годов нашего времени для древнего монастыря Святого Священномученика Климента ознаменовано началом возрождения. За его возобновление взялась Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, и теперь монастырь находится в его ведении.

Сегодня попасть в монастырскую обитель возможно через тоннель, оборудованный оконными и дверными проемами по правой стороне и идущий резко вверх. Там где расположены двери, ранее был балкончик, для желающих подышать свежим воздухом. Теперь же только маленький уступчики, которые обрываются вниз к железнодорожным путям, напоминает о нем. Левая коридорная сторона оборудована склепами для паломников и проходным помещением, через которое можно попасть на лестницу, ведущую к трем пещерным церквам, колокольни и к кельям. Все это размещено на самом верхнем ярусе, внешний вид которого выглядит виде приклеившихся к вертикальной скале часовенок из дерева, с крестами на макушках. На это место можно также попасть другим, более опасным путем - через лестницу, идущую от крепости Каламита, которая вырублена в скале и не имеющая ограждения со стороны пропасти. Настоящее испытание для любителей острых ощущений!

Две скалы каменоломен Инкермана хранят кристальные воды колодца, который находится между ними. Его подарил Господь Святому Клименту в благодарность за его чистые и непрестанные молитвы.

Необыкновенные впечатления оставляют пребывание в пещерных инкерманских святилищах. Предание говорит, что Святой Климент сам лично высекал храм Святого Апостола Андрея. Эта маленькая церквушка с низким горизонтальным потолком, посредине которой находится каменное ограждение, имеющее врата и маленькие окошки с обеих сторон, именно так изолирован алтарь. Правое окошко преграды служило для исповедования верующих, об этом говорит каменная глыба виде сидения для священника. Даже престол в алтаре вытесан из камня. Обозрение и пребывание в храме Святого Андрея воплощает в реальность все мысленные и немыслимые представления о пещерной жизни первых христиан. Топорные и морщинистые стены и потолок, незамысловатость архитектуры оставляют в душе неизгладимые ощущения единства с начинающими проповедниками великой религии.

Во имя Священомученика Климента, освящен один из наибольших центральных храмов монастыря. Его конфигурация напоминает трехнефную базилику. В алтаре видно изображение "процветшего" креста в круге, выполнено в традиционном византийском рельефном стиле. За этим храмом расположены покои последнего яруса, где вдоль стен вытесана каменная скамья, которая в старину предназначалась для братской трапезы, а теперь ее употребление переведено для совершения треб.

Сегодня успешно функционируют вышеперечисленные храмы, и, Слава Богу, что опекуном древней святыни стала Русская Православная Церковь, а нынешнее Крымское униатское движение никоем образом не тронуло обители Инкермана, ведь 1991 году, когда была, возрожден работа в монастыре, еще не бытовала филаретовская "церковь". Печальным примером является безуспешная борьба в Херсонесе за Храм Святого Владимира.

В этом месте обязательно нужно упомянуть русского священника Иаков Лызлов, посетившего Крым вместе с русским посланником Борисом Дворениновым в 1634 году. Очень ценны послания отца Иакова, который свидетельствует о том, что византийский монастырь стал русским еще ХIV-XV веках. Содержание письменных работ святого отца раскрывают нам в полной мере картину работы православных миссионеров в ХVII веке. Человек с необычайной энергией и непоколебимой верой побывал во всех заброшенных и забытых цивилизацией святынях Крымского полуострова. Общение с местными жителями помогло ему найти желаемые места. Результаты его деяний, конечно, впечатляют, в голову не укладывается, как можно было проделать работы, которой даже целой нынешней миссии не под силу. Изучив деятельность отца Иакова, понимаешь необходимость раскаяния в подлом высмеивании героя произведения "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова отца Федора, который в мельчайших подробностях писал своей жене о каждом городе, где он побывал. Неудачная критика касается нужда и долг священника проповедовать христианство в чужих краях, проявлять себя в роли не только миссионера, но и учителя, путешественника, разведчика, историка, географа. Выносливость православных монахов непонятна простому человеку, как, закинув его в любое место земного шара, ему удается выжить и выполнить необходимые поручения. Не имея при себе никакой провизии, только вера в душе и крест в руках.

Отец Иаков описывает жизнь христиан в Крыму под турецко-татарским игом после крушения Византии. Указаны свидетельства о состоянии святынь в те жуткие времена. В древнем Георгиевском храме, ныне это Свято-Климентовский храм, Иаков взошел по центральной лестнице и у клироса, с левой стороны, увидел"гробницу каменну, длина двунадцети пядей, высота в пояс, как двум лечи широта, а в гробнице земля". Он взялся копать, а там "мощи наги нетленные", а "подле тех мощей друга мощи, кости наги". Иаков, закрыв гробницу, возвратился в Белгород (Севастополь). С целью "Уведения" мощей священник вернулся спустя год на это место, но уже в компании толмача Юрия Бурнашова и дьякона Силу Кирилова. Получив от Бориса Дворенинова одеяние на мощи - "срачицу, и порты, и саван, и венцы, и калиги, и покров", паломники отправились в Инкерман, где остановились у ранее знакомого "расконвоированного" русского пленника Новосильца Максима Ивановича. "Татарского ради зазору" они дождались темноты и отправились в георгиевский храм. Там при свете факелов из гробницы достали мощи, расположив их на досках, принялись омывать их теплой водой. И+ О - чудо! "+мощи побагровели, аки у живого человека". С глубокой благодарностью они склонили колени перед Богом. Облачив, нетленные останки в имеющиеся при себе одежды паломники, принялись править панихиду "по всех православных християнех", так как имена усопших им не были известны. После этого нетленные мощи были снова расположены в гробнице и покрыты покровом. Перед уходом к Новосильцу все участники мероприятия приклонились к святым мощам. Еще несколько дней они пробыли у своего друга, скапливая у русских плененных и местных греков информацию о мощах, найденных ими. От греков удалось выяснить, что интересующая их обитель пришла в запустение очень давно, возможно прошло даже десятилетие после захвата Царьграда, а это сто с лишним лет назад до посольства Дворенинова, и им не видимо кому именно принадлежат останки. А вот пленник с сорокалетним стажем белорус Василий Хромой засвидетельствовал: "мне де здеся в городке сорок лет и я де застал те мощи целы, а брада де была черна продолговата и одежда де была на мощах цела, а покрыт де был черным бархотом"... Кроме этого Василий поведал о том, что татары, по какой-то неведомой причине, очень опасались этих мощей, потому несколько лет назад вывезли их и закопали в степях. Но утром мощи, которые татары усердно закопали глубоко в землю, оказались на своем месте. Немыслимый ужас пронесся среди татарского селения, они решили повторить попытку и скрыть останки еще глубже. Но результаты оказались тщетны. "Наутрее мощи паки обретошася в той же гробнице"! Татары, "с великой яростию пришедше в церковь идеже мощи, яко львы рыкающе, окаяннии агаряне" подумали, что останки выкапывают местные греки, армяне или русские. Приняв решение связать ноги мощей, они прицепили веревку к коню и поволочили их в степь, где не только сбросили в ров, но и закидали поверх земли тяжелые каменные глыбы, да еще и охрану около могилы приставили. Напоминает действия римлян у усыпальницы Христа. Однако не существует оружия против святыни и все старания остались безрезультатными. И тогда один из татар наполнился страшной яростью. Его гневу и бешенству не было предела. Он, проклиная мощи, вытащил их из усыпальницы, и скинул их в грязь с высоты 50 сажен. Пока татарин совершал столь низкое глумление над останками святых мощей, в его жилище "невидимою силою побило вся сущая его и жену, и дети, и скот", да и сам он, войдя в свой дом, сразу же скончался. Цитата:"и поиде во дно адово, ниспровергл зле свою окаянную душу в преисподний тартар". Белорус, который поведал эту историю, говорил, что "двор его пуст и по се время, и не бе живяй в нем". Такой поучительный пример навсегда заставил татар забыть о надругательстве над христианской святыней, они надолго забыли дорогу в храм.

 Отец Иаков и его помощники решили вывезти на повозке гроб с нетленными мощами, заложив предварительно его камнями, якобы возвращаясь с каменоломни, благополучно доставили их в Дворениновский стан. Они хотели, было вывезти гроб из Крымских мест, но их остановило ведение, которое пришло одному из паломников. Имя в очерке не указано, наверное, в связи со смирением, но скорей всего оно было у отца Иакова, ведь именно он затейник этой идеи. Видение заключалось в следующем: во сне явился святой, который они имели честь лицезреть слева от усыпальницы :"ростом велик, одежда как на Дмитрее Мученике Селунском". Он требовательно приказал не вывозить останки из Крымской земли, говоря такую речь: "Мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь, а имя ми и память моя бывает в Семенов день". Важнейшее религиозное событие, описанное в работах отца Иакова, подтверждает принадлежание Крыма Русской земле до падения Византии. В дальнейшем слова святого нашли свой отпечаток на камне, который встроен в арку крепостных ворот на плато Монастырской скалы.

К сожалению, на то время, когда Крым был воссоединен с Россией, нетленный мощи Святого Семеона были утрачены, а после октябрьской революции пропала и надпись. Пришел час возобновить ее сегодня.

 

 

Новости Пещерных городов Крыма

Путешествия и туризм

Статьи обо всем

 

Хостинг - Вектор Инфо


QLE 120x240

 

 

 

 

 

 

Копирование материала сайта запрещено без соглашения автора | © 2008 | Ссылки

 

Картаfyn rbh e2 aa5 hk29 prazdnik vliyanie prazd vliya rayo9 ray50